Параллельно со строительством атомной станции в Беларуси выстроена подготовка кадров для атомной отрасли.
Кадровый состав как эксплуатационного персонала АЭС, так и других организаций, составляющих инфраструктуру ядерной энергетики, постоянно пополняется. С учетом этого в стране продолжается подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием по государственной программе "Образование и молодежная политика" на 2021-2025 годы (подпрограмма "Подготовка кадров для ядерной энергетики").
В каких вузах сейчас идет обучение для атомной отрасли и сколько студентов набирают на эти специальности? Какую помощь оказывал "Росатом" в подготовке белорусских специалистов и какие дальнейшие планы госкорпорации по взаимодействию с Беларусью в научно-образовательной сфере? Как налажено сотрудничество БелАЭС с вузами в процессе подготовки кадров?
На эти и другие вопросы ответили эксперты во время онлайн-конференции.
Корр. БЕЛТА: Как создавалась национальная система подготовки специалистов для ядерной отрасли?
Маруда Николай: История началась в 2008 году. Минобразования совместно с заинтересованными, в первую очередь Минэнерго и МЧС, разработали государственную программу подготовки кадров. Она действовала до 2016 года как отдельная госпрограмма, с 2016 по 2020-й - как подпрограмма.
Кадровый состав как эксплуатационного персонала АЭС, так и других организаций, составляющих инфраструктуру ядерной энергетики, необходимо постоянно пополнять. С учетом этого в стране решено продолжить подготовку специалистов с высшим и средним специальным образованием по государственной программе "Образование и молодежная политика" на 2021-2025 годы (подпрограмма "Подготовка кадров для ядерной энергетики"). По сравнению с предыдущими программами с 2021 года несколько уменьшен набор на бюджет в связи с тем, что штат станции на данный момент фактически сформирован, естественно, потребность уменьшилась.
Марина, Брест: В каких вузах сейчас идет обучение для атомной отрасли?
Маруда Николай: Подготовка проводится в БГУ, БНТУ, БГУИР, МГЭИ имени Сахарова БГУ и в Минском государственном энергетическом колледже. Для пополнения профессорско-преподавательского состава кафедр учреждений образования высококвалифицированными кадрами актуальным остается вопрос подготовки научных работников высшей квалификации и магистров, в том числе за рубежом. В течение 2021-2025 годов планируется направить более 10 человек на обучение в аспирантуру и магистратуру за рубежом, преимущественно в Россию.
В планах у заказчиков кадров - повышение квалификации и переподготовка, стажировки, модернизация учебно-лабораторной базы, подготовка и издание учебников и пособий, приглашение специалистов из-за рубежа для чтения лекций, а также изучение отдельных дисциплин, лабораторные и практика в организациях иностранных государств.
Юрий, Несвиж: Сколько набирают студентов на атомные специальности?
Маруда Николай: Ежегодный прием за счет средств республиканского бюджета на каждую из пяти основных специальностей - 20 человек, остальные на платной основе. Среди таких специальностей - "ядерные физика и технологии" (БГУ), "химия высоких энергий" (БГУ), "проектирование и эксплуатация атомных электрических станций" (БНТУ), "электронные и информационно-управляющие системы физических установок" (БГУИР), "ядерная и радиационная безопасность" (Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова БГУ). В Минском государственном энергетическом колледже набор 30 человек за счет средств республиканского бюджета по специальности "электрические станции" (среднее специальное образование).
Сейчас подготовку на I ступени высшего образования проходят около 500 человек. В 2013-2020 годах по пяти основным специальностям для ядерной энергетики подготовлено более 1 тыс. специалистов. Это позволило в полном объеме удовлетворить потребности Белорусской АЭС и всей ядерной энергетики страны.
Сергей, Несвиж: Много ли выпускников ядерных специальностей принято на работу в Госатомнадзор? Как вы в целом оцениваете кадровый потенциал белорусской атомной отрасли?
Босенко Татьяна: Долгосрочный стабильный успех ядерного энергетического комплекса, в который входят промышленность, госорганы, в том числе регулирующие, научно-исследовательские организации и учреждения образования, зависит от наличия специализированного, высококвалифицированного кадрового потенциала. Поэтому надежная и эффективная система подготовки кадров нам жизненно необходима.
Кадровая политика Госатомнадзора направлена на привлечение и удержание подготовленных высококвалифицированных специалистов для эффективного выполнения регулирующих функций в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Важно также развивать кадровый потенциал организаций, оказывающих нам научно-техническую поддержку, сохранять и передавать уже имеющиеся знания.
В первую очередь мы заинтересованы в том, чтобы к нам, в регулирующую систему, приходили лучшие выпускники с профильным образованием. К примеру, с 2016 по 2021 год в Госатомнадзор принято на работу 19 выпускников профильных вузов.
Ввиду долгосрочного характера ядерно-энергетической программы мы, безусловно, смотрим на перспективу. Госатомнадзор тесно взаимодействует с профильными вузами, с которыми сложились партнерские отношения. В частности, на постоянной основе организуется производственная и преддипломная практика на базе Госатомнадзора. Проводятся дни открытых дверей, развивается взаимодействие с профессорско-преподавательским составом. Также Госатомнадзор принимает участие в совершенствовании образовательных программ по профильным специальностям, в чтении лекций.
Корр. БЕЛТА: Как налажено сотрудничество с зарубежными коллегами?
Босенко Татьяна: Мы взаимодействуем с Россией - страной-поставщиком ядерной технологии. Прежде всего это регулирующий орган - Ростехнадзор, с которым сложилось многолетнее плодотворное сотрудничество. Планируется организация стажировок на рабочем месте на Ленинградской, Нововоронежской, Балаковской АЭС, участие в качестве наблюдателей в комплексных инспекциях, проводимых Ростехнадзором.
Необходимо отметить взаимодействие с госкорпорацией "Росатом", имеющей колоссальный опыт в области использования атомной энергии. Безусловно, эпидемиологическая обстановка вносит коррективы в характер мероприятий, в то, как они проводятся. Например, участие в организованных Технической академией "Росатома" курсах повышения квалификации осуществляется виртуально.
Для интенсивного развития и поддержания компетенций используются как внутренние, так и внешние источники. Кроме соответствующей госпрограммы, это проекты международной технической помощи МАГАТЭ, двустороннее сотрудничество с регуляторами других стран, консультативная поддержка со стороны организации технической поддержки регулирующего органа России ФГУП ВО "Безопасность". Развивается взаимодействие в рамках Форума сотрудничества регуляторов (RCF), Форума сотрудничества регуляторов стран, эксплуатирующих АЭС с реакторами типа ВВЭР (форум ВВЭР), Ассоциации регуляторов ядерной и радиационной безопасности Западной Европы (WENRA).
Корр. БЕЛТА: Какую помощь оказывал "Росатом" в подготовке белорусских специалистов?
Шайкин Андрей: Параллельно со строительством атомной станции в Беларуси была выстроена программа подготовки кадров для атомной отрасли. Обучение специалистов было предусмотрено Генеральным контрактом, заключенным на старте реализации проекта.
2021 год стал финишной прямой в реализации Генерального контракта в части обучения и разработки учебной документации для подготовки кадров для атомной отрасли Беларуси. Сегодня мы можем говорить, что персонал подготовлен, плановые показатели достигнуты. Обобщенный график обучения эксплуатационного персонала Белорусской АЭС на 2015-2021 годы выполнен в полном объеме.
Если обратиться к сухим цифрам, то статистика выглядит следующим образом. Обучение прошел 621 специалист Белорусской АЭС. 261 специалист БелАЭС прошел стажировку на российских АЭС, 284 специалиста прошли специализированное обучение.
За эти годы им было проведено 41 286 часов теоретического обучения, 24 948 часов стажировок на российских АЭС, 11 508 часов практики и работы на специализированных тренажерах. Кроме того, в Технической академии "Росатома" разработано и предоставлено белорусским партнерам 32 методических, 45 программ подготовки на должность, 19 учебных курсов и комплектов контрольных вопросов к ним, включая тренажерные курсы и ряд других учебных материалов.
Корр. БЕЛТА: Каковы дальнейшие планы "Росатома" по взаимодействию с Беларусью в научно-образовательной сфере?
Шайкин Андрей: Мы планируем продолжить сотрудничество с белорусскими партнерами в области подготовки кадров для атомной отрасли. На сегодня сформированы комплексные предложения от Технической академии "Росатома" по научно-технической поддержке Белорусской АЭС, а также предложения по сотрудничеству государственных органов и иных организаций Беларуси с госкорпорацией "Росатом" в неэнергетических сферах - это научные исследования, ядерная медицина, проекты в сфере цифровизации.
В частности, Белорусской АЭС могут быть предложены материалы по направлениям "Анализ и использование опыта эксплуатации. Анализ причин событий на АЭС и работа в комиссиях по расследованию причин событий на АЭС", "Кадровое обеспечение и управление персоналом", "Культура безопасности" и другие направления повышения квалификации персонала".
Институту радиобиологии Национальной академии наук Беларуси мы можем предложить разработку программы, комплекта учебно-методических материалов и проведение учебно-практического курса "Поведение радионуклидов в окружающей среде. Оценка воздействия на окружающую среду, радиоэкологический мониторинг" в сотрудничестве с Всероссийским научно-исследовательским институтом радиологии и агроэкологии.
Также разработаны актуальные предложения по направлению "Управление ядерным топливом и радиоактивными отходами". Речь идет о подготовке специалистов, отвечающих за обеспечение ядерной безопасности на предприятиях ядерно-топливного цикла.
Корр. БЕЛТА: Расскажите о системе подготовки кадров для атомной отрасли в БГУ
Герменчук Мария: БГУ стоял у истоков формирования образования в сфере ядерно-радиационной безопасности. Достаточно вспомнить, что именно на физфаке еще в 80-е годы прошлого века на кафедре ядерной физики была специальность "ядерные установки". Работали там корифеи этой области, такие как академик Андрей Красин, член-корреспондент Академии наук Василий Нестеренко, доктора технических, физико-математических наук. В основном это были представители научной школы, которая сформировалась в Советском Союзе, поэтому традиции очень давние. В свое время они позволили создать надежный фундамент для формирования научных и производственных кадров в этой сфере.
Кроме того, строительство белорусской атомной станции в том или ином варианте уже рассматривалось в течение последних 40 лет. Планировалось создание белорусской атомной тепловой электростанции. Однако этот проект был коммерчески несостоятельным, поэтому он не реализовался. Но зато был реализован проект Белорусской атомной электростанции - с новыми подходами, новыми системами безопасности.
Подготовка собственных кадров для ядерной отрасли (преподавательских, научно-исследовательских) является одной из стратегических целей БГУ. У нас три основные точки роста с точки зрения подготовки кадров. Прежде всего это физфак и кафедра ядерной физики. Также это химфак, на базе которого существует лаборатория радиохимии. В сентябре советом университета было принято решение на химическом факультете открыть магистратуру в сфере ядерной и радиационной безопасности.
Что касается нашего Сахаровского института, он в свое время открывался как колледж радиоэкологии. После аварии на Чернобыльской АЭС изменились требования к кадрам, были необходимы специалисты с познаниями в области воздействия ионизирующего излучения на окружающую среду и человека. В нашем институте стали готовить различных специалистов в области ядерной и радиационной безопасности.
Раз в два года в нашей стране под эгидой МАГАТЭ проводятся региональные курсы по подготовке специалистов в сфере радиационной безопасности на базе Сахаровского института. Именно Беларусь стала транслятором рекомендаций МАГАТЭ на Среднюю Азию, на иные русскоговорящие страны. То есть мы уже приобрели значительный статус в рамках МАГАТЭ не только как исполняющие рекомендации, мы уже становимся ментором. Это говорит о реально высоком уровне преподавания у нас. И мы этим гордимся.
Корр. БЕЛТА: Сталкиваетесь ли вы с какими-то сложностями в процессе подготовки студентов?
Герменчук Мария: Необходимо расширять возможности для стажировок студентов. Здесь мы рассчитываем на Белорусскую АЭС. Однако сложности связаны с тем, что, как только станция построена, она становится режимным объектом. С этим связаны определенные ограничения.
Кроме того, нужно строить планы на будущее. Мы решали задачи строительства, ввода в эксплуатацию станции, но сегодня уже надо говорить о дальнейших перспективах. Это и обращение с отработавшим ядерным топливом, и мониторинг окружающей среды, и другие. Стоит задача, чтобы диссертации магистрантов и аспирантов были по теме государственной программы по развитию атомной энергетики. Такое жесткое требование мы ставим, чтобы наука была не для удовлетворения собственных интересов, а для решения государственных задач.
Юлия, Минск: Большой ли конкурс на такие специальности, много ли желающих?
Герменчук Мария: Что касается ядерно-радиационной безопасности, здесь вопрос не в величине конкурса, а в качестве знаний абитуриентов. Мы не стремимся, чтобы у нас было, условно говоря, 100 человек на место, потому что в таком случае 99 из них случайные. Во-первых, важно, чтобы к нам поступали люди, которые имеют хорошую подготовку в сфере физики и математики. Во-вторых, мы очень внимательно относимся к тому, насколько человек стрессоустойчив, насколько он в состоянии брать на себя ответственность. Мы стараемся заложить необходимые профессиональные компетенции.
Корр. БЕЛТА: Как организована подготовка кадров для атомной отрасли в БНТУ?
Карницкий Николай: История подготовки инженерных кадров для ядерной отрасли у нас началась довольно давно. Сегодня я могу назвать фамилии многих наших выпускников, которые трудятся на атомных станциях, в частности на Смоленской, Ростовской, Кольской, а также Белорусской АЭС.
Новая стадия подготовки кадров началась в 2008 году. Первый набор студентов - 27 человек. За все эти годы по специальности "паротурбинные установки атомных электрических станций" мы подготовили 203 выпускника, из них 110 распределены на БелАЭС, в Госатомнадзор и другие объекты, близкие к этой специальности.
До прошлого года у нас была только одна специальность. Специалисты БелАЭС высказали мнение, что у нее довольно узкая направленность. Действительно, в паротурбинном цехе всего около 88 специалистов, поэтому наши выпускники нашли себя и в других должностях. В частности, некоторые из них работают в реакторном и других цехах АЭС. С 2020 года мы ввели новую специальность "проектирование и эксплуатация атомных электрических станций". Слово "эксплуатация" подразумевает монтаж, наладку и ремонт оборудования. Что касается проектирования, то объект рассчитан на многие десятилетия. Расчетный период - 60 лет, далее идет продление ресурса. Поэтому, в конечном итоге, с учетом вывода из эксплуатации это вековой объект.
В целом подготовка идет многопланово. Благодаря госпрограмме есть возможность приглашать ведущих преподавателей для чтения лекций. У нас развивается лабораторная база, готовим учебные пособия, закупаем необходимую литературу для студентов, есть и тренажерная подготовка.
Мы поддерживаем идею с целевыми направлениями, чтобы молодые люди более осознанно шли в эту профессию. Да, таких ребят немного, однако они видят, как напряженно трудятся их родители на электростанциях, и осознанно принимают решение. Это очень важно. Династии у нас приветствуются.
Каждый второй наш выпускник попал на Белорусскую АЭС. Это достаточно впечатляющая цифра.
Корр. БЕЛТА: Расскажите подробнее о практике студентов в зарубежных странах
Карницкий Николай: Мы организуем практику на четырех российских станциях - Смоленской, Ростовской, Калининской и Нововоронежской. В этом году, несмотря на пандемию, наши ребята прошли практику на Нововоронежской станции, также вместе с БГУИР съездили на станцию в Нижний Новгород.
Если говорить о дальнем зарубежье, то у нас есть возможность отправлять студентов на такие электростанции, как АЭС "Моховце" (Словакия), АЭС "Козлодуй" (Болгария), также направляем ребят в МАГАТЭ, поскольку недалеко от Вены есть законсервированная АЭС, там только не завезено топливо. Кроме того, наш преподавательский состав многократно проходил стажировки в МАГАТЭ, во Франции. Есть соответствующие сертификаты.
Корр. БЕЛТА: Как налажено сотрудничество БелАЭС с вузами в процессе подготовки кадров?
Женов Олег: Руководство станции и руководство Министерства энергетики приняли стратегию набора специалистов по четырем категориям. Первая категория - так называемые ключевые должности, или критически важные. На них подбирали специалистов с опытом работы на атомных станциях. Вторая категория - специалисты с опытом работы на тепловых станциях, окончившие энергетический факультет по специальности "тепловые электрические станции". Мы направляли их на переподготовку в российские вузы в Обнинск и Иваново. Третья категория - местные. Четвертая - наши молодые специалисты, которые обучились в рамках государственной программы по подготовке кадров для ядерной энергетики. Люди, которые окончили вузы в 2014-2015 годах, уже занимают ведущие роли в структурных подразделениях. Есть руководители отделов, ведущие инженеры, начальники смен тех или иных цехов.
У нас есть возможность привлекать лучших специалистов. Для этого мы последние два-три года очень плотно работаем с институтами, чтобы к нам приезжали на практику. В этот период у руководителя подразделения есть возможность познакомиться с человеком, посмотреть, какие у него достоинства, недостатки, оценить, брать ли его на работу. Кроме того, начиная с 2015 года мы регулярно посещаем все распределения, которые проводятся в наших вузах. Еще до распределения просим учебное заведение предоставить подробные сведения о молодых специалистах, общаемся с ними.
Мы готовы взаимодействовать со всеми вузами, в том числе БНТУ, БГУ. По возможности предоставим учебно-методический материал, обучающие системы, чтобы человек, который придет к нам, был максимально приближен к реалиям нашей работы. Люди, которые к нам устраиваются, в большинстве случаев уже неплохо знают проект нашей станции благодаря нашему сотрудничеству с вузами.