06.12.2017 13:00 - 14:00
Представители БелАЭС, ведущих вузов страны и госкорпорации "Росатом" расскали, где и как готовят кадры для Белорусской атомной электростанции, какие специалисты востребованы, какие механизмы закрепления молодых специалистов предусмотрены, как используются возможности международного сотрудничества в вопросах подготовки высококвалифицированных кадров для атомной отрасли, ответили на вопросы посетителей сайта БЕЛТА.
Какие возможности для подготовки атомных кадров есть в высших учебных заведениях Беларуси?
На руководимой мною кафедре "Тепловые электрические станции", которая готовит инженеров по трем специальностям, включая и "паротурбинные установки атомных электрических станций", имеется хорошо оснащенная лабораторная база, физические лабораторные стенды, аналитический тренажер "Турбинное отделение АЭС с ВВЭР-1000", который безвозмездно передан нам МАГАТЭ, учебная литература, учебно-методические комплексы.
Наши преподаватели прошли повышение квалификации в зарубежных ядерных центрах и преподают новые для них дисциплины. Каких-либо ограничений по закупке современной учебно-методической литературы у нас нет. Закупаем изданные в Москве учебники и учебные пособия, выпускаем свои в издательстве "Вышэйшая школа" - 12 книг с 2010 по 2017 год. Кроме того, выпускаем учебно-методическую литературу в издательстве "Техническая литература" нашего университета.
Виктор Анищик:
Возможности для подготовки специалистов для АЭС есть и в БГУ. В частности, на физическом факультете создан ряд учебных лабораторий: по моделированию работы атомных реакторов, нейтронная, дозиметрическая и спектрометрические лаборатории, лаборатория "Элементы систем автоматики и управления ядерно-энергетических установок".
Что касается преподавательского состава, то помимо собственных мы приглашаем ведущих специалистов из российских вузов, например, из Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (НИЯУ МИФИ), Обнинского института атомной энергетики, Ивановского государственного энергетического университета.
Елена Живицкая:
В нашем университете в распоряжении студентов-ядерщиков дополнительно есть две специализированные лаборатории: систем контроля и управления на АЭС и радиационного контроля. Первая из них оснащена тем же оборудованием, которое будет установлено на БелАЭС: реальным базовым блоком технологического оборудования АСУ ТП (автоматизированная система управления технологическим процессом). На нем студенты выполняют лабораторные работы. Именно такие системы будут использоваться на БелАЭС для управления режимом работы станции при нормальной эксплуатации. Наши студенты занимаются в этой лаборатории на многофункциональном анализаторе реакторной установки, разработанном НИЯУ МИФИ. Это устройство моделирует работу оборудования в объеме реакторной установки, включая полный перечень эксплуатационных режимов с отказами в работе оборудования и полный перечень аварийных ситуаций.
Вторая лаборатория оснащена реальным оборудованием предприятия "Атомтех". Это спектрометры, предназначенные для идентификации радионуклидов, определения мощности дозы излучения.
Валерий Вячеславович, по Вашему мнению, можно ли сохранить высокие стандарты качества образования при подготовке специалистов для атомной отрасли, адаптируя российские программы для белорусских учебных заведений?
Адаптация российских образовательных программ в вузах Беларуси, по нашему мнению, должна вестись и ведется в рамках межуниверситетского сотрудничества на основе четко прописанных целей и утвержденной сторонами дорожной карты. Уже сейчас мы наблюдаем, как вузы делают важные и правильные шаги в целях обеспечения качества предлагаемого образования.
Таким образом, могу сказать, что сохранить высокий уровень качества образования для нужд атомной отрасли можно. И у Беларуси есть для этого все предпосылки: хорошие университеты, включаемые в международные рейтинги, понимание важности этой задачи и готовность ее решать, но все зависит от самого исполнения. Здесь мы всегда готовы помогать.
Уважаемый В.Казерин, помогаете ли вы белорусским вузам в формировании собственных программ подготовки специалистов для атомной энергетики? Например, в разработке учебных материалов, в переподготовке профессорско-преподавательского состава, во внедрении новых программ?
Мы знаем, что подготовку специалистов для атомной отрасли в Беларуси осуществляют Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. Эти учебные заведения предлагают образовательные программы, связанные как с вопросами сооружения АЭС, так и с потребностями безопасной эксплуатации станции.
Российские университеты тесно сотрудничают с белорусскими вузами и напрямую, и по различным программам. Так, активно развивается региональная сеть "Образование и подготовка специалистов в области ядерных технологий (STAR-NET)", в которую входят три белорусских университета. В STAR-NET преподаватели обмениваются опытом по сохранению и развитию системы ядерных знаний, находят общие интересы. Действует рамочная программа сотрудничества государств - участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года "Сотрудничество "Атом-СНГ", в которую входят белорусские вузы.
Приведу некоторые примеры сотрудничества. Нижегородский государственный технический университет (НГТУ) им. Р.Е.Алексеева в последние пять лет ежегодно принимает четырех студентов специальности "паротурбинные установки атомных электрических станций" БНТУ на преддипломную практику. Практика продолжительностью один месяц проходит на экспериментальных стендах кафедры "Атомные и тепловые станции". Будущие выпускники проводят работы на исследовательском оборудовании и консультируются с российскими преподавателями по преддипломному проектированию. Важно отметить и белорусского аспиранта, который сейчас учится в НГТУ и в 2020 году вернется в БНТУ как преподаватель. Студенты специальности "ядерные физика и технологии" приезжают из БГУ по программе "Термогидродинамика". Ежегодно 10-15 человек слушают лекции, выполняют лабораторные работы под руководством профессорско-преподавательского состава НГТУ.
В поддержку развития учебных материалов НГТУ совместно с издательством "Вышэйшая школа" (Минск) издало пособие "Основное оборудование АЭС", которое может использоваться белорусскими вузами в учебной деятельности.
Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ является ответственным исполнителем за подготовку кадров для мирной атомной энергетики государств - участников СНГ в соответствии с программой "Сотрудничество "Атом-СНГ". С этой целью НИЯУ МИФИ взаимодействует с БГУ, БГУИР и БНТУ по разработке и реализации дистанционных технологий совместной подготовки кадров для национальных программ развития мирных ядерных технологий; совместных образовательных программ, двойных дипломов на уровне бакалавриата и магистратуры, по результатам освоения которых выдаются дипломы обоих вузов; олимпиад и других конкурсных мероприятий с возможностью учета их результатов при поступлении на обучение по совместным программам.
На данный момент 15 студентов МГЭИ им. Сахарова уже обучаются по программам двойных дипломов. Проводятся мероприятия интернет-школы "Международное ядерное образование".
Также по проекту "Атом-СНГ" ведется переподготовка специалистов атомной отрасли Беларуси.
Какие вакансии есть сегодня на Белорусской АЭС и где с ними можно ознакомиться? Как проводится отбор? Есть ли какие-то специальные проверки для претендентов?
Подробную информацию о свободных местах можно получить в отделе кадров государственного предприятия "Белорусская АЭС", оставив обращение на официальном сайте.
Отбор претендентов проводится по существующему банку резюме на предприятии. Основным критерием при рассмотрении кандидата на трудоустройство является профильное образование и опыт работы в атомной или энергетической отрасли.
Кандидат на трудоустройство обязательно проходит индивидуальное собеседование с начальником структурного подразделения и руководством АЭС, после чего резюме направляется в службу безопасности предприятия для специальной проверки. После положительного результата принимается окончательное решение о трудоустройстве.
Прием на работу осуществляется конкурсным путем в соответствии со штатным расписанием согласно процедурам, установленным на Белорусской АЭС.
Сейчас мы комплектуем в основном первый энергоблок, параллельно идет комплектование второго энергоблока. Первый блок укомплектован оперативным персоналом практически на 90%.
Реально ли сразу после института попасть на АЭС?
После окончания университета наши выпускники имеют возможность трудоустроиться на Белорусскую АЭС. Приведу статистику по годам: в 2014 году на БелАЭС мы распределили 10 человек, в 2015-м - 11, в 2016-м - 8, в 2017-м - уже 18, то есть практически весь выпуск по специальности "паротурбинные установки атомных электрических станций". 22 марта 2018 года состоится новое распределение, и, по предварительной информации, практически всех наших выпускников по этой специальности примет к себе на работу БелАЭС.
Елена Живицкая:
Конечно, реально: в 2016 году на БелАЭС было распределено 14 человек (по двум специальностям - "промышленная электроника" и "электронные и информационно-управляющие системы физических установок"), а в 2017 году - 10 человек по специальности "электронные и информационно-управляющие системы физических установок".
Анищик Виктор:
БелАЭС каждый год берет в реакторный цех 5-7 человек. И это при том, что станция еще не запущена.
Проводится ли психологическое тестирование претендентов на работу с учетом степени ответственности?
Психологическое обследование проводится для всего оперативного персонала АЭС, в том числе для персонала блочного пункта управления АЭС, с учетом степени ответственности при принятии решений. Обязательным требованием является присутствие психологов и при проведении занятий на полномасштабном тренажере.
В атомной энергетике всегда была серьезная конкуренция за кадры. Как будете мотивировать специалистов работать именно на Белорусской АЭС с учетом того, что у границ страны расположены и другие атомные объекты?
Этот вопрос находится под пристальным вниманием на уровне правительства и Министерства энергетики Беларуси. Сейчас же в первую очередь необходимо приложить все усилия для опережающей подготовки принимаемого персонала и допуска его к самостоятельной работе на всех этапах сооружения Белорусской АЭС.
"Росатом" при реализации зарубежных проектов по сооружению атомных станций оказывает содействие странам-партнерам в подготовке высококвалифицированного персонала для обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации объектов использования ядерной энергии. Сколько специалистов для Белорусской АЭС уже прошли подготовку (переподготовку) в России?
Подготовка высококвалифицированного персонала для обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации АЭС - неотъемлемая часть контракта на сооружение Белорусской АЭС. В соответствии с этим контрактом российская сторона должна подготовить 600 белорусских специалистов, в том числе 431 человека оперативного персонала, 128 человек персонала технического обслуживания и ремонта, 41 человека персонала инженерной поддержки и инструкторов.
Проведение обучения (теоретическое обучение, стажировка, практика) запланировано как на территории России, так и в Беларуси. К настоящему времени около 100 специалистов уже закончили подготовку.
Одним из важных этапов подготовки является стажировка эксплуатационного персонала на действующих атомных электростанциях. Для данной стажировки выбран энергоблок проекта ВВЭР-1200 поколения "3+" на Нововоронежской АЭС - самый современный из введенных в эксплуатацию. Стажировки на Нововоронежской АЭС были запланированы в 2016-2017 годах для 261 специалиста Белорусской АЭС. Так, в 2016 году в полном объеме прошли стажировку 72 специалиста, в 2017-м - 139. В настоящее время стажируются 47 специалистов, а 4 декабря состоялся заезд последней группы из 3 человек. Стажировка эксплуатационного персонала Белорусской АЭС на Нововоронежской АЭС в 2017 году выполнена в запланированном объеме.
Какой социальный пакет предлагается работникам АЭС? Обеспечиваются ли они жильем?
Социальные гарантии и компенсации установлены коллективным договором Белорусской АЭС. Например, работникам АЭС предоставляется оплачиваемый отпуск, выплачивается материальная помощь, производятся единовременные выплаты ко Дню энергетика, юбилейным дням рождения сотрудников предприятия, в связи с непредвиденными материальными затруднениями и т.д.
Все работники обеспечиваются жильем в зависимости от состава семьи, вопросы его предоставления рассматриваются на совещании жилищной комиссии БелАЭС.
Николай Карницкий:
Нашим студентам, которые распределялись на БелАЭС, сразу предоставляли квартиры. Тем, кто ехал с семьей и детьми, предоставляли двух-, трехкомнатные. Они очень довольны. В Минске таких условий нет. И важно, что это именно новые дома.
Плата за арендное жилье минимальная. Думаю, такой подход с арендным жильем правильный, и за рубежом в основном жилье арендное.
К тому же сейчас на АЭС работают более 5 тыс. строителей, после окончания строительно-монтажных работ они уедут, и эти квартиры освободятся.
Елена Живицкая:
Жилье - это, конечно, замечательная мотивация для наших молодых специалистов и выпускников. Не знаю, какое еще из предприятий, может сразу обеспечивать жильем выпускников вузов. Плюс хорошая зарплата. Поэтому, безусловно, это хорошая мотивация.
Александр Воробьев:
Могу рассказать на своем опыте, я не из Островца, родом из Слуцка Минской области. На станцию в 2015 году приехал уже с женой (поженились после четвертого курса). Она тоже была студенткой, учились в одной группе, но на разных специальностях. Нас распределили на одно предприятие. В день приезда и оформления на работу нам предоставили комнату в общежитии. Общежитие было полностью обустроено: кровати, шкафы, стулья, столы, тумбочки, холодильник, плита и др. После двух недель работы моей семье предоставили двухкомнатную квартиру с ремонтом и сантехникой. Так что все решается очень оперативно и эффективно.
Также мне как молодому специалисту выплатили средства на переезд, за которые мы приобрели мебель.
В городе есть поликлиника, в которой отдельно выделили специалистов для "участка АЭС". Рядом строится (идет внутренняя отделка) новый медицинский комплекс (больница, поликлиника, лаборатории и др.). Недавно открылся еще один садик с бассейном, рядом школа, почта, кафе. Строятся супермаркеты. Обустраиваются детские площадки с полями для футбола, баскетбола, волейбола. Все в шаговой доступности.
Сколько студентов сейчас обучается по специальностям, связанным с ядерной энергетикой? Велик ли интерес к атомным специальностям?
На нашей кафедре с первого по четвертый курс обучается 80 студентов. На пятом курсе в этом учебном году готовится к выпуску 21 человек. В итоге на данный момент обучается 101 студент по специальности "паротурбинные установки атомных электрических станций". Многие выпускники этой специальности повышают свой профессиональный уровень, обучаясь в магистратуре. Кстати, начиная с 2018 года по инициативе Белорусской АЭС эта специальность будет преобразована в новую - "проектирование и эксплуатация атомных электрических станций", что в большей степени будет соответствовать реальности и расширит область использования знаний и навыков наших выпускников.
К атомным специальностям очень большой интерес у нашей молодежи. В моей практике были моменты, когда студенты со специальности "тепловые электрические станции" переводились на специальность "паротурбинные установки атомных электрических станций". Сейчас просятся распределиться на БелАЭС студенты других специальностей нашей кафедры.
Заинтересованность большая как у студентов, так и у школьников - об этом можно судить по дням открытых дверей. Белорусская АЭС - это новый, перспективный объект, поэтому и специальность востребованная.
Актуален ли вопрос привлечения зарубежных специалистов?
В данный момент на Белорусской АЭС работает около 130 зарубежных специалистов (в основном из России и Украины), чьи знания, опыт и навыки активно перенимаются белорусскими коллегами. Эти специалисты занимают такие важные должности, как начальник смены станции, начальник смены блока, начальник смены реакторного цеха и др.
Учитывая, что для пуска энергоблока №1 Белорусской АЭС оперативный персонал БПУ практически набран, пока нет необходимости в дополнительном привлечении кадров из-за рубежа. Но не исключена возможность комплектации зарубежными специалистами при дефиците опытных кадров и для заполнения позиций ответственных должностей. Основной упор в настоящее время делается на подготовку белорусских специалистов.
Как налажено сотрудничество по подготовке специалистов с Россией?
Первое - это организация практики, второе - мы приглашаем ведущих специалистов по атомной энергетике из технических вузов и ядерных центров, экспертов МАГАТЭ для чтения лекций нашим студентам. Курс лекций у нас читал даже лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов. Чтобы пригласить специалиста из-за границы, уходит несколько месяцев: на согласование, решение финансовых вопросов и организацию занятий. Тем не менее при поддержке российской стороны и руководства нашего университета мы это делаем.
Елена Живицкая:
В первую очередь это сотрудничество выражается в прохождении практики нашими студентами на объектах, расположенных в России. Четыре выпускника БГУИР прошли обучение в магистратуре НИЯУ МИФИ. Еще одно направление сотрудничества - это стажировки профессорско-преподавательского состава. Эти стажировки организованы в тех же местах, где проходят практику студенты, а также в Томском политехническом университете, Уральском федеральном университете им. Б.Н. Ельцина, технической академии "Росатома" (Обнинск) и др.
Кроме того, БГУИР, наряду с НИЯУ МИФИ и Нижегородским государственным техническим университетом, выступил инициатором создания региональной сети "Образование и подготовка специалистов в области ядерных технологий (STAR-NET)", о которой уже упоминал российский коллега. В настоящее время в эту образовательную сеть входят 12 университетов из 6 стран, в которых осуществляется подготовка специалистов по ядерным технологиям. Совместные мероприятия помогают развивать и укреплять сферу образования и подготовки специалистов в области ядерных технологий в странах - членах сети.
В рамках STAR-NET ежегодно проводится международная студенческая олимпиада по ядерной физике и ядерным технологиям, и наши студенты ежегодно занимают призовые места.
В настоящее время идет дистанционная разработка совместных электронных образовательных ресурсов на электронной платформе, предоставленной и поддерживаемой МАГАТЭ, с использованием облачных технологий. Т.е. у студентов появляется уникальная возможность проходить обучение по лучшим учебно-методическим пособиям, разработанными интернациональными командами преподавателей и разработчиков ядерных технологий.
В каких специализированных учебных центрах и организациях проходят подготовку специалисты из Беларуси? Предусмотрены ли стажировки на действующих АЭС?
Стажировки организуются не только для молодых специалистов, прибывающих на АЭС после распределения, но и для других работников атомной электростанции. Они проходят специальную подготовку на действующих станциях за рубежом, в учебно-тренировочных центрах и ведущих вузах. Это Нововоронежская АЭС, Обнинский институт атомной энергетики, Ивановский государственный энергетический университет и др. Этими вопросами занимается дирекция строящейся БелАЭС. Мы также направляем своих преподавателей на стажировки в МАГАТЭ, Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", Нижегородский государственный технический университет и др. Ранее была организована стажировка в компании AREVA (Франция), в этом году два преподавателя получили сертификаты в Петербургском энергетическом институте повышения квалификации.
Виктор Анищик:
Преподаватели кафедры проходили стажировки на Балаковской АЭС, Калининской АЭС, а также в Центральном институте повышения квалификации госкопорации "Росатом" в области ядерной энергетики (Обнинск), в региональной сети "Образование и подготовка специалистов в области ядерных технологий (STAR-NET)".
Елена Живицкая:
Как я уже говорила, как студенты, так и профессорско-преподавательский состав проходят практику и стажировки на Калининской и Ростовской АЭС.
Как и где белорусские студенты-атомщики проходят практику?
Производственную и преддипломную практики за пределами республики студенты проходят на четвертом и пятом курсах соответственно. АО "Концерн Росэнергоатом" для прохождения практики нашими студентами закреплены четыре действующие атомные электростанции: Смоленская, Калининская, Ростовская и Нововоронежская. Также по четыре человека ежегодно мы отправляем на преддипломную практику в Нижегородский государственный технический университет.
Кроме того, в 2016 году студенты проходили практику в Институте управления ядерными знаниями (МАГАТЭ, Вена). В этом году пятеро наших студентов прошли производственную практику на атомной электростанции "Моховце" (Словакия).
Виктор Анищик:
Наши студенты четвертого курса проходят практику на базах Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (Москва), НГТУ (Нижний Новгород), ИГЭУ (Иваново), пятикурсники - в учебно-тренировочном центре Калининской АЭС, региональной сети STAR-NET (Вена), шестикурсники - на Калининской АЭС.
Уровень знаний, которые получают студенты после окончания университета, очень высокий. Многие желают продолжить обучение на уровне магистратуры и аспирантуры, и у них есть такая возможность. Так, сейчас в МИФИ проходят обучение аспирант и магистрант, которые в дальнейшем будут работать в БГУ.
Елена Живицкая:
Для студентов БГУИР предусмотрены два вида практики: производственная и преддипломная. Производственную практику они проходят в Институте управления ядерными знаниями (Вена), Всероссийском научно-исследовательском институте автоматики имени Н.Л.Духова, Московском инженерно-физическом институте, Объединенном институте ядерных исследований (Дубна), на Ростовской и Калининской АЭС, а также на предприятии "Атомтех" (Минск).
Что касается преддипломной практики, то студенты проходят ее по месту будущего распределения. Те, кто распределен на БелАЭС, туда же идут и на практику.
Заинтересована ли сегодня Белорусская АЭС в создании системы адаптации и мотивационных механизмов для закрепления молодых специалистов в организации?
БелАЭС заинтересована в создании системы непрерывной подготовки кадров. Когда наши выпускники распределяются на атомную станцию, их сразу нацеливают на тот или иной цех, на ту или иную деятельность, они имеют возможность пройти переподготовку и повысить свою квалификацию. Так, несколько наших выпускников прошли переподготовку в Ивановском государственном энергетическом университете и перепрофилировались на работу в реакторном цехе.
При поставке оборудования на АЭС наши выпускники осуществляют его приемку, ездят на заводы-изготовители, изучают проектную документацию и выполняют другие виды работ. Нареканий на качество подготовки кадров за то время, что мы распределяем молодых специалистов на БелАЭС, не было.
Виктор Анищик:
Конечно, заинтересована, поскольку вопрос закрепления молодых специалистов важен не только для БелАЭС, но и для любой серьезной организации. Для АЭС это станет особенно актуальным через 5-6 лет.
Что касается системы адаптации, то после окончания вуза молодые специалисты обязательно должны пройти подготовку в учебно-тренировочном центре при БелАЭС.
Можно ли поставить знак равенства между понятиями безопасности и подготовкой специалистов для Белорусской АЭС?
Подготовка персонала - одно из условий безопасности атомной электростанции. Как и МАГАТЭ, и Всемирная ассоциация операторов атомных электростанций, мы особое внимание уделяем культуре безопасности.
Для достижения и сохранения высокого уровня безопасности необходимо, чтобы АЭС была обеспечена достаточным числом высококвалифицированных и опытных работников. С этой целью и наш учебно-тренировочный центр введен в эксплуатацию задолго до пуска АЭС - в 2016 году, а подготовка первых атомщиков на станции началась еще раньше - с 2014 года. Мы прививаем культуру безопасности во время занятий в учебно-тренировочном центре БелАЭС.
Абсолютно все сотрудники станции проходят соответствующий 40-часовой курс в учебно-тренировочном центре и потом сдают по нему экзамен.
Валерий Карезин:
В вузах при подготовке атомщиков тоже уделяется внимание культуре безопасности, охране труда, грамотному поведению на рабочем месте. Есть и специальная дисциплина - "Принципы обеспечения безопасности АЭС". Мы даже к простейшим лабораторным работам не допускаем студентов, пока они не пройдут инструктаж по технике безопасности.
Елена Живицкая:
Кроме того, установлена компьютерная обучающая система "Основы политики атомной станции", там, безусловно, тоже рассматриваются вопросы безопасности. С помощью этого тренажера мы проверяем в том числе готовность наших преподавателей к проведению занятий, в частности, по культуре безопасности.
Просчитывалось ли, сколько именно специалистов нужно для отрасли, чтобы не создавать на рынке труда их избыток или дефицит?
Что касается нашей кафедры, то по специальности "паротурбинные установки атомных электрических станций" в 2017 году мы выпустили 124 человека, из них 53 распределены на БелАЭС, остальные - в энергетическую отрасль республики.
Из первого выпуска 2013 года два человека распределены в Госатомнадзор, а на БелАЭС тогда никто не распределялся. Прошло время, и сегодня из того выпуска восемь человек, пройдя "боевую подготовку" на действующих энергетических объектах, работают на Белорусской АЭС.
Хочу отметить, что такие специалисты востребованы во всем мире, они получают стабильную хорошую зарплату и всегда гарантированно работают.
Какими возможностями для подготовки специалистов сегодня располагает собственный учебно-тренировочный центр Белорусской АЭС?
В учебно-тренировочном центре (УТЦ) сформирована нормативная база, необходимая для обеспечения подготовки персонала Белорусской АЭС на данном этапе сооружения с учетом требований международных стандартов. Разработанные локальные документы регламентируют деятельность УТЦ в части организации обучения персонала, применения технических средств обучения и разработки учебных материалов.
Учебные классы и аудитории УТЦ в полном объеме укомплектованы необходимой техникой (компьютеры, проекторы, магнитно-маркерные доски), техническими средствами обучения и учебно-методическими материалами. Организовано три компьютерных класса для подготовки вновь принимаемых работников по курсу "Основы безопасности АЭС" с применением компьютерных обучающих систем (КОС), предоставленных МАГАТЭ в рамках технического сотрудничества. В состав КОС входит 15 обучающих модулей по общему курсу подготовки персонала в области норм и правил эксплуатации АЭС. Недавно от МАГАТЭ получен еще один обучающий модуль по курсу "Реакторное оборудование и системы", который в ближайшее время будет включен в программу обучения персонала. В разработке находится обучающий модуль "Турбинное оборудование и системы".
Также приняты в опытную эксплуатацию и используются для обучения персонала блочного пункта управления (БПУ) полномасштабный и аналитический тренажеры. В ближайшее время планируется внедрить в учебный процесс локальные тренажеры систем контроля и управления пожарной защиты и водоподготовки (СКУ ПЗ и СКУ ВП). Оборудование СКУ ПЗ находится в стадии монтажа, а СКУ ВП - в разработке на заводе-изготовителе. Локальные тренажеры используются для подготовки персонала узких специальностей: СКУ ВП - это для химического цеха, СКУ ПЗ - в основном для электроцеха. Мы выставляем требования своим поставщикам, чтобы эти локальные тренажеры также соединялись с полномасштабным тренажером. Это позволит в последующем проводить станционные тренировки и задействовать весь персонал (как блочного щита управления, так и персонал электрического и химического цехов).
Используя оборудование тренажеров в ходе учебного процесса, можно создавать любые учебные аварийные ситуации, связанные с самыми различными видами отказов оборудования, и выводить на дисплеи таблицы и графики контролируемых параметров, фрагменты технологических схем ядерной установки. При этом имеется возможность зафиксировать действия обучаемых операторов и их переговоры, а затем воспроизвести весь процесс подготовки в замедленном режиме для детального анализа с помощью системы анализа действий оператора (САДО).
Полномасштабные и аналитические тренажеры позволяют моделировать в реальном масштабе времени все режимы эксплуатации АЭС. Программное обеспечение этих тренажеров базируется на высокоточных физико-математических моделях технологических систем и дает возможность корректировки характеристик основного технологического оборудования и систем, изменения установок срабатывания защит, блокировок и сигнализации, настроек регуляторов.