Ru | Eng
RSS Вконтакте Twitter Facebook Youtube
На главную belta.by

29.08.2012 12:00 - 13:00

Белорусская АЭС не окажет вредного воздействия на окружающую среду

Белорусская АЭС не окажет вредного воздействия на окружающую среду

Михаил Михадюк

Заместитель Министра энергетики Республики Беларусь

С подписанием генерального контакта и закладкой Президентом капсулы в основание атомной станции строительство АЭС в Беларуси вышло на новую стадию. Поэтому многие вопросы, интересующие белорусов в связи с возведением в республике атомной электростанции, приобрели сегодня новое звучание. За счет чего может быть достигнуто удешевление стоимости АЭС без потери в качестве? Как будет проходить мониторинг экологической безопасности при строительстве и эксплуатации атомной станции? Получат ли жители окрестностей АЭС электро- и теплоэнергию на льготных условиях? Как продвигается обновление и развитие мощностей белорусской энергосистемы в целом? Какая роль при этом отводится местным видам топлива и возобновляемым источникам энергии? Что делается для того, чтобы привлечь иностранных инвесторов в белорусские энергопроекты?

На эти и другие вопросы Михаил Иванович Михадюк ответит во время online конференции.

Сергеева Анна, Минск:

Проект по строительству АЭС довольно дорогостоящий. При этом он реализуется не только за счет российских кредитных средств, но и за счет бюджетных средств самой Беларуси. Не возникнут ли трудности с финансированием реализации этого проекта в связи с тем, что в 2013-2014 годах наступает пик выплат по внешнему долгу Беларуси? Какой объем бюджетных средств планируется направить на строительство белорусской АЭС в текущем году?

Михаил Михадюк:

25 ноября 2011 года подписано межправительственное соглашение о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции, предусматривающее выделение кредита в размере до $10 млрд. для финансирования 90% стоимости контракта на строительство АЭС. Условия предоставления кредита и сроки его возврата, оговоренные в названом соглашении, учитывают выплаты по внешнему долгу. После принятия решения о строительстве АЭС в республике были начаты подготовительные работы к строительству, в том числе осуществлялось строительство объектов инфраструктуры атомной электростанции: объединенной пионерной производственной базы; производственной базы, необходимой для строительства АЭС; жилищного фонда и жилищной инфраструктуры АЭС; подъездных автомобильных дорог и железнодорожной линии к атомной электростанции; внешних сетей электроснабжения и выдачи мощности АЭС в энергосистему, разрабатывалась проектная документация. Указанные работы финансировались за счет средств республиканского бюджета и соответствующих кредитных ресурсов. В 2012 году планируется направить из бюджета на инфраструктуру, необходимую для строительства АЭС, Br257 млрд.

Анатолий Николаевич Калач, Гродно:

Когда планируется приступить к использованию коммерческого кредита Внешэкономбанка на $500 млн. под авансовые платежи для белорусской АЭС? Сколько в целом планируется направить в текущем году на строительство АЭС за счет российского госкредита, коммерческого кредита, белорусских бюджетных средств?

Михаил Михадюк:

В настоящее время Министерством финансов Республики Беларусь совместно с государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и ОАО "Белвнешэкономбанк" завершается работа по согласованию проекта кредитного договора о привлечении коммерческого кредита для оплаты авансовых платежей по генеральному контракту на строительство АЭС, которые в 2012 году составят $20,7 млн. Выплаты платежей из средств российского госкредита в 2012 году составят $148,5 млн. Инвестиции в строительство Белорусской АЭС из средств республиканского бюджета в 2012 году составят Br257 млрд.

Н.Ю.Гринько, Минск:

К участию в создании инфраструктуры БелАЭС планируется привлечь китайские компании, которые будут строить линии электропередачи 330 кВ для выдачи мощности атомной станции. Закрытые конкурсные торги среди китайских компаний по этому поводу были запланированы на первое полугодие 2012 года. Каковы их итоги? Планируется ли привлечь еще какие-либо иностранные компании к строительству АЭС? Будут ли привлекаться зарубежные специалисты для работы на БелАЭС?

Михаил Михадюк:

По предложению правительства Беларуси проект выдачи мощности от АЭС включен в перечень проектов, предложенных Эксимбанку Китая для финансирования в рамках заключенного генерального кредитного соглашения между правительством Республики Беларусь и Эксимбанком. По условиям названного банка проведены торги среди китайских компаний.

23 мая 2012 года определен победитель – компания NCPE, предложившая наименьшую стоимость проекта, и 8 июня 2012 года с данной компанией заключен контракт на реализацию проекта.
Материалы и оборудование для АЭС, а также соответствующие услуги будут приобретаться генеральным подрядчиком по сооружению белорусской АЭС ЗАО «Атомстройэкспорт» с привлечением субподрядных организаций по согласованию с заказчиком (ГУ «Дирекция строительства атомной электростанции») на конкурсной основе. Конкурсные процедуры будут проводиться в соответствии с графиком строительства белорусской атомной электростанции, и в них смогут участвовать и иностранные компании.

Что касается привлечения для работы на АЭС зарубежных специалистов, то планируется привлечь для работы на ключевых должностях Белорусской АЭС порядка 70 обладающих опытом работы на АЭС. На первые пуски должны стать люди, имеющие практический опыт эксплуатации, а рядом - наши, которые прошли обучение, чтобы была преемственность и гарантия безопасности. Сегодня в дирекции строительства Белорусской АЭС работают восемь иностранных специалистов. Поступает много предложений из России, Украины, Литвы от желающих работать на Белорусской АЭС. При этом людей привлекает не только сама возможность работы на станции, но и спокойная, стабильная обстановка в республике.

Осипова Елена, Минск:

Как в целом продвигается строительство АЭС в настоящее время? Удается ли придерживаться графика? Что должно быть сделано в 2012 году, в среднесрочной перспективе?

Михаил Михадюк:

Сроки реализации проекта строительства АЭС отражены в генеральном контракте, предусматривающем ввод в промышленную эксплуатацию первого блока АЭС в ноябре 2018 года, второго – в июле 2020 года.

Данные сроки определены исходя из следующих факторов. Необходимо разработать архитектурный проект, после чего должна быть проведена его государственная экспертиза соответствующими органами в России и Беларуси. Также до начала строительства в соответствии с международными требованиями и законодательством Республики Беларусь должна быть получена лицензия на сооружение АЭС от белорусского регулирующего органа. Выход на "первый бетон" планируется начать в 2013 году. Исходя из нормативного срока строительства первого блока АЭС – 60 месяцев и второго – 78 месяцев с момента укладки "первого бетона" на первом блоке, определены сроки физического и энергетического пусков энергоблоков.

Проектная документация разрабатывается в соответствии с графиком. Работы подготовительного периода также ведутся в соответствии с графиком, и к настоящему времени выполнен ряд подготовительных работ, необходимых для сооружения АЭС, в том числе введена в эксплуатацию объединенная пионерная производственная база, построены автомобильная и железная дороги к площадке АЭС, ведется сооружение объектов основной производственной базы. Согласно разработанной проектной документации ведется сооружение котлована под первый блок АЭС.

В 2012 году планируется ввести в эксплуатацию ряд объектов на производственной базе АЭС, в том числе газовую котельную, офисы заказчика и генподрядчика со столовыми, складские помещение, наружные сети водопровода, очистные сооружения, бетонорастворное хозяйство и другие.

Николай Петров, Гродненская область:

Неоднократно говорилось о том, что немалую часть работ по строительству АЭС будут выполнять белорусские организации. О каких конкретно организациях и работах идет речь?

Михаил Михадюк:

Сегодня в России имеется Единый отраслевой номенклатурный каталог оборудования и материалов, используемых при проектировании, строительстве и эксплуатации АЭС. Белорусские организации, планирующие стать поставщиками оборудования и материалов для Белорусской АЭС, должны зарегистрироваться в этом каталоге, а предприятия, которые вошли в указанный каталог, могут участвовать также в конкурсах по строительству АЭС в России и по строительству АЭС, которые российская сторона возводит за рубежом. Особенно активно работает в этом направлении Минский электротехнический завод имени В.И.Козлова. Кстати, сегодня этот завод уже поставляет для ряда атомных станций свою продукцию. Активно работают в этой сфере и многие другие наши предприятия.

Конкурсный отбор для работ, которые могут выполнить белорусские организации, будет проходить среди отечественных организаций. А там, где у белорусских специалистов нет необходимого опыта, будут привлекаться другие подрядные организации. Хочу обратить внимание, что сегодня при строительстве Белорусской АЭС, по тем работам, которые ведутся, нет ни одной российской организации, кроме представительства ОАО "Нижегородская инжиниринговая компания "Атомэнергопроект" в Беларуси. На стройке все до одной организации - белорусские.

В настоящее время на условиях субподряда привлечено более 10 белорусских проектных и строительных организаций, 34 белорусские организации определены в качестве потенциальных поставщиков оборудования. В строительно-монтажных работах с белорусской стороны участвуют: ОАО "Гроднопромстрой", РУП "Белэнергострой", ОАО "Строительный трест №8", ОАО "Гомельпромстрой", ОАО "Лидагазстрой", ОАО "Строитель", ОАО "СМТ-41" и другие организации.
 

О.Ю. Малофеев, Гродно:

Российская сторона неоднократно приглашала белорусские строительно-монтажные организации к участию в возведении российских АЭС. Откликнулась ли белорусская сторона на эти предложения? Есть ли у белорусских организаций необходимый для этого опыт?

Михаил Михадюк:

Достигнута договоренность, что белорусские строительные организации будут участвовать на условиях субподряда в сооружении Ростовской и Балтийской АЭС. Это позволит белорусским специалистам получить опыт при сооружении таких сложных объектов, как АЭС, с расчетом, чтобы при сооружении Белорусской АЭС выполнить аналогичные работы с необходимым качеством и с минимальными издержками. Надо сказать, что белорусские организации ранее уже участвовали в сооружении атомных станций в России и в Иране, и определенный опыт у нас имеется.

Ольга Никитина, Минск:

Президент Республики Беларусь при закладке капсулы в основание АЭС заявил о том, что белорусская станция должна быть не только качественной, но и самой дешевой из строящихся в мире. За счет чего может быть достигнуто удешевление стоимости АЭС без потери в качестве?

Михаил Михадюк:

Основополагающим принципом при подготовке контрактных документов на строительство АЭС явилось то, что формирование стоимости Белорусской АЭС будет осуществляться по внутрироссийским нормам на условиях ценообразования, аналогичных тем, которые применяются при сооружении АЭС в России. При этом достигнута договоренность, что стоимость Белорусской АЭС не должна превышать стоимости Балтийской АЭС (объекта-аналога) в сопоставимых условиях. Также, исходя из договоренностей с российской стороной, при реализации проекта Белорусской АЭС будут максимально задействованы белорусские организации и использованы отечественные материалы и оборудование, что позволит удешевить стоимость строительства АЭС.

Н.М.Крот, Островец:

Какие работы ведутся сегодня в Островце в связи со строительством рядом с ним АЭС? Какие перспективы развития открываются для города?

Михаил Михадюк:

В настоящее время в г. Островец проживает немногим больше 8 тыс. человек. С учетом перспективы увеличения численности населения до 30-35 тыс. человек разработан генеральный план. Для обеспечения строителей АЭС жильем реализуется программа жилищного строительства. Построено 4 многоквартирных дома, продолжается возведение еще трех домов. В следующем году запланировано начало работ по строительству школы и детского сада, а также реконструкции с расширением районной больницы.

С целью снижения нагрузки на государственный бюджет социальная инфраструктура (магазины, спортивные сооружения, объекты бытового обслуживания и т.д.) будет развиваться за счет привлечения частных инвесторов с аукционной продажей участков для этих целей. Данную работу уже ведет Островецкий райисполком.

Министерством экономики прорабатывается программа развития всего региона с учетом строительства АЭС. В целях привлечения прямых инвестиций в развитие производственной и обслуживающей инфраструктуры в регионе, а также создания новых рабочих мест прорабатывается вопрос создания особых условий для инвесторов (например, по опыту создания свободных экономических зон).

Татьяна Селезнева, Островецкий район:

Во многих странах люди, живущие рядом с АЭС, пользуются электро- и теплоэнергией практически бесплатно. Планируется ли перенять данную практику в Беларуси?

Михаил Михадюк:

Да, действительно, такая практика существует. Но рассмотрение данного вопроса целесообразно на более поздних этапах строительства АЭС.

Михаил Бессмертный, Минск:

Говорят, что для работы в течение года АЭС будет достаточно одной загрузки ядерного топлива. Правда ли это? Какие объемы топлива должны быть загружены для работы на год? Что это будет за топливо? Если сравнивать с источниками, работающими на других видах топлива, насколько эффективной является АЭС? Как будет происходить загрузка и выгрузка топлива, что с ним будет потом?

Михаил Михадюк:

Начальная загрузка реактора Белорусской АЭС будет содержать 163 модернизированные тепловыделяющие сборки (ТВС) со средним обогащением 2.68% по урану-235. Вес топлива в одной ТВС 571 кг. Вес топливной загрузки в реактор составляет около 93 т.

Для сравнения: один килограмм низкообогащенного урана, используемого в ядерном топливе, при полном расщеплении ядер урана-235 выделяет энергию, эквивалентную сжиганию примерно 100 т высококачественного каменного угля или 60 т нефти.

Длительность работы полной топливной загрузки примерно один год. В первую перегрузку в активную зону одного реактора загружается 42 свежих ТВС.

Перегрузка топлива выполняется на остановленном реакторе и проходит дистанционно под защитным слоем воды.  Отработавшее топливо из реактора перемещают в бассейн выдержки. В процессе перегрузки извлекается примерно 1/4 часть топлива и загружается такое же количество свежего топлива.

Василий Буткевич, Мозырь:

Какие страны могут выступить поставщиками ядерного топлива для Беларуси, кроме России?

Михаил Михадюк:

В соответствии с имеющимися договоренностями российская сторона обеспечивает поставку ядерного топлива в виде тепловыделяющих сборок, необходимых для начальной загрузки и всех последующих перегрузок энергоблоков Белорусской АЭС.

Например, сегодня на рынке топлива для энергоблоков с ВВЭР-1000 также работает Westinghouse Electric Company, которая в 2011 году начала поставки своих ТВС в Украину и согласно заключенному контракту обязуется поставить порядка 630 ТВС в течение 2011-2015 годов для поэтапной замены российского топлива на минимум трех энергоблоках с ВВЭР-1000. В будущем Украина планирует наладить выпуск своего ядерного топлива.

Таким образом, потенциальная возможность покупки топлива у других поставщиков (при необходимости) имеется.

М.О.Коростелева, Миснк:

Как развивается ситуация с претензиями литовской стороны к некоторым вопросам строительства Белорусской АЭС? Как ее оценивают международные организации и специалисты?

Михаил Михадюк:

Республика Беларусь при планировании проектирования и строительства АЭС на своей территории строго придерживается положений международных соглашений – Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо), Конвенции МАГАТЭ о ядерной безопасности и других действующих международных документов.

Республика Беларусь уведомила сопредельные страны о намерении развивать ядерную энергетику. В рамках соблюдения Конвенции Эспо отчет об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) Белорусской АЭС был направлен для рассмотрения в страны, изъявившие желание участвовать в его обсуждении, в том числе в Австрию, Латвию, Литву, Польшу, Россию и Украину. В названных странах состоялись консультации и общественные слушания по отчету ОВОС. В Литве общественные слушания прошли 2 марта 2010 года, а затем в г.Минске 18 июня 2010 года состоялись двусторонние белорусско-литовские консультации, в процессе которых белорусскими экспертами были даны исчерпывающие ответы на все поставленные литовской стороной вопросы. По итогам консультаций был подготовлен и подписан белорусской стороной протокол и направлен литовской стороне. Таким образом, белорусской стороной соблюдены требования Конвенции Эспо.

С учетом поступивших и полученных в ходе состоявшихся в указанных странах общественных слушаний и консультаций замечаний и предложений, отчет об ОВОС белорусской АЭС был доработан и повторно направлен названным странам.
 
В отчете об ОВОС Белорусской АЭС в полном объеме в соответствии с требованиями Конвенции Эспо приведена информация о возможных угрозах и рисках при реализации проекта. Результаты моделирования аварий на Белорусской АЭС показали, что в Литве не потребуется проведения защитных мероприятий (эвакуация, дезактивация загрязненных территорий и др.), т.е. у литовской стороны нет оснований для беспокойства в связи с размещением Белорусской АЭС в 30 км от границы.

Выбор площадки для строительства АЭС осуществлялся в соответствии со стандартами МАГАТЭ, и материалы изыскательских работ по альтернативным площадкам рассматривались с участием экспертов МАГАТЭ в ходе специальных экспертных миссий в 2008 году. Эксперты МАГАТЭ высоко оценили объем и качество выполненных белорусской стороной исследований на каждой площадке, а также отметили более жесткие нормы нашего национального законодательства в данной сфере по сравнению с действующими нормами МАГАТЭ.

Следует отметить, что стандарты МАГАТЭ не содержат рекомендаций по минимальному расстоянию от АЭС до населенных пунктов. Критерием выбора являются именно гарантии обеспечения безопасности, и в мировой практике достаточно примеров размещения атомных электростанций вблизи крупных городов.

Что касается выдвигаемого литовской стороной тезиса о возможной эвакуации столицы Литвы в случае аварии на АЭС в Беларуси, то оценка воздействия Белорусской АЭС на окружающую среду показала, что ее строительство и эксплуатация вредного воздействия на территорию Литвы не окажет. Даже в случае максимально возможной аварии при максимально неблагоприятных метеорологических условиях мер по укрытию или перемещению людей за пределами площадки АЭС не потребуется.

Таким образом, претензии Литвы по вопросу выбора для строительства Белорусской АЭС площадки в Островецком районе совершенно необоснованны и, по нашему мнению, вызваны решением о строительстве Висанигской АЭС, поскольку официально заявлено о строительстве четырех атомных электростанций в регионе (Белорусская, Балтийская, Висагинская и на территории Польши), которые могут быть основными конкурентами на рынке поставок электроэнергии в указанном регионе.

Андрей Кузнецов, Витебск:

Как развивается сотрудничество Беларуси с МАГАТЭ? Какие проекты сегодня реализуются, что запланировано в дальнейшем?

Михаил Михадюк:

Ключевыми сферами практического взаимодействия Республики Беларусь и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) являются развитие ядерной энергетической инфраструктуры в целях подготовки к строительству Белорусской АЭС, укрепление ядерной и радиационной безопасности.

Министерство энергетики Беларуси осуществляет сотрудничество с МАГАТЭ в рамках реализации проектов международной технической помощи. Основными формами взаимодействия являются проведение экспертных миссий МАГАТЭ в Беларусь, организация национальных и региональных семинаров и тренингов в Беларуси с участием экспертов МАГАТЭ, участие белорусских экспертов в конференциях, семинарах и учебных курсах агентства.

В рамках названного проекта в июне 2012 года в Республике Беларусь работала миссия МАГАТЭ по комплексной оценке инфраструктуры ядерной энергетики (миссия ИНИР). По результатам этой миссии эксперты МАГАТЭ представили белорусской стороне рекомендации, а также высказали предложения по дальнейшему развитию инфраструктуры, совершенствованию законодательства в области ядерной энергетики, усилению роли регулирующей организации и организации технической поддержки. По итогам работы миссия ИНИР подчеркнула значительный прогресс Беларуси в создании инфраструктуры ядерной энергетики, необходимой для строительства АЭС, и готовность к началу строительства АЭС.

Александр Малинович, Гомель:

Расскажите, пожалуйста, как и где будут готовиться кадры для будущей станции?

Михаил Михадюк:

В соответствии с генеральным контрактом на строительство АЭС в Республике Беларусь подготовка эксплуатационного персонала Белорусской АЭС будет осуществляться российской стороной и проводиться как в Беларуси, так и на строящихся и действующих АЭС в Российской Федерации.
Эта работа предусматривает несколько этапов.

В течение первого этапа - двух лет после подписания контракта - будут разработаны укрупненный график комплектования персонала АЭС на основании графика строительства. Затем будут разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие требования к эксплуатационному персоналу АЭС, осуществлен подбор и комплектование эксплуатационным персоналом АЭС.

Второй этап, до пуска первого энергоблока, предусматривает введение в эксплуатацию учебно-тренировочного центра и комплектование его инструкторским персоналом, а также комплектование АЭС персоналом в соответствии со штатным расписанием для первого блока АЭС.

И третий этап, до пуска второго энергоблока АЭС, включает подготовку эксплуатационного персонала для этого энергоблока и разработку дальнейшей стратегии управления людскими ресурсами с учетом дальнейшего развития ядерной энергетики.

Кроме того, в республике проводится работа по формированию национальной системы подготовки кадров, необходимых для обеспечения эксплуатации будущей АЭС. С 2008 года реализуется Государственная программа подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008-2020 годы. В рамках этой программы в БГУ, БНТУ, БГУИР и МГЭУ им. А.Д. Сахарова осуществляется подготовка студентов по новым специальностям в области ядерной энергетики, организована стажировка педагогов и научных работников высших учебных заведений за рубежом и производственная практика студентов в странах с развитой ядерной энергетикой (Россия, Украина).

Алексей, Борисов:

В сентябре в Беларуси начнет работу общественный информационный центр по вопросам обеспечения экологической безопасности при строительстве и эксплуатации АЭС. Как вы оцениваете эту инициативу, получит ли она поддержку Министерства энергетики?

Михаил Михадюк:

Положительно. Как показывает мировой опыт, осведомленность населения о вопросах, связанных с реализацией ядерных программ и строительством, а затем эксплуатацией АЭС, является положительным фактором и помогает взвешенно оценить все преимущества, связанные с развитием ядерной энергетики. Например, во Франции, занимающей первое местом в Европе по количеству ядерных реакторов, такая работа ведется уже много лет, и общественное мнение в этой стране положительно относится к развитию атомной энергетики.

С нашей стороны обещаем всемерную поддержку созданному центру и готовы обеспечивать его полной и объективной информацией о строительстве Белорусской АЭС.

Олег Мартынович, Минск:

Развитие каких сфер повлечет за собой строительство АЭС в Беларуси? Какие научные разработки, в том числе международные, сегодня реализуются в сфере атомной энергетики в Беларуси? Как продвигается создание совместной с Россией передвижной АЭС?

Михаил Михадюк:

Строительство атомной электростанции будет способствовать экономическому и социальному развитию региона ее размещения (повысится уровень жизни населения, улучшится демографический состав, образовательный и культурный уровень жителей, медицинское обслуживание). Выполнение заказов для АЭС позволит поднять технический, технологический уровень промышленных предприятий республики и повысить квалификацию кадров, то есть повысить культуру производства. Опыт, приобретенный при строительстве АЭС, в перспективе позволит использовать промышленный и кадровый потенциал страны при возведении объектов ядерной энергетики как в республике, так и за рубежом.

В настоящее время в республике ГНУ "ОИЭЯИ-Сосны" выполняет 4 международных проекта в области атомной энергетики, также имеется ряд разработок в этой сфере, например подкритический стенд "Ялiна" – уникальная физическая установка, предназначенная для проведения фундаментальных и прикладных исследований по физике подкритических систем, критический стенд "Гиацинт" – предназначен для проведения фундаментальных исследований  по физике ядерных реакторов и радиационной защите, прикладным исследованиям в обосновании разработки нового поколения ядерных реакторов различного назначения.

Что касается создания ядерной энергетической установки малой мощности (ЯЭУ ММ), в настоящее время проводятся подготовительные работы, которые выполняет ГНУ "ОИЭЯИ-Сосны" с российскими коллегами - ведущими организациями "Росатома".

Татьяничева, Минск:

Доброго всем дня! Интересуемся судьбой выпускников МГЭК 2013 года. Ребят при поступлении спланировали на работу на АЭС, которая не построена. Что же с ними будет? Неужели, как комментируют в колледже, цитирую: "В ЖЭСах для всех работы хватит лазать по подвалам"?!

Михаил Михадюк:

Я бы хотел сказать, что Минский государственный энергетический колледж входит в систему Минэнерго и там готовят для среднего звена управления очень высококвалифицированные кадры. Так что пусть они не волнуются, мы всех заберем на работу в энергосистему, а затем, когда это будет востребовано, например, когда пойдет монтаж оборудования, все, кто пожелает, будут переведены на АЭС. Сегодня очень много достойных рабочих мест в энергосистеме, где их опыт и знания, которые они закрепили в колледже, будут востребованы. У нас только одно пожелание, чтобы они, как многие, не уходили в коммерческие структуры, пусть приходят в энергосистему, мы их всех трудоустроим.

Анна, Минск:

Рассматривается ли вопрос о повышении тарифов на электроэнергию до конца года?

Михаил Михадюк:

Конечно, какие-то подвижки будут. Растут доходы населения, соответственно не может стоять цена там, где идет даже недоплата до себестоимости. Подвижки будут. А в каком объеме? Это решение принимает правительство. Делается расчет, оценка, анализ доходов населения. Все это сопоставляется.

Дмитрий Николаев, Минск:

Когда в Беларуси планируется ввести лимиты расхода электроэнергии, то есть ее дифференцированную оплату? Какими будут эти лимиты по объему? Насколько дороже будет электроэнергия сверх данных лимитов? Будут ли исключения для каких-нибудь групп населения?

Михаил Михадюк:

Вводится не лимит на потребление электроэнергии, а объем потребления, который будет оплачиваться по льготным тарифам, а сверх него - по более высоким тарифам. Подготовлен проект постановления правительства, которым предусмотрено, что в зависимости от количества зарегистрированных жителей будет вводиться льготный объем потребления электроэнергии. При этом будет учитываться зимний и межотопительный период, наличие в доме газовой или электрической плиты. По льготной цене четыре человека должны использовать порядка 180 кВт летом и 195 кВт зимой. Это касается квартир с электроплитой.  Для других - несколько меньше.

Сегодня при себестоимости производства электроэнергии 9,75 центов за кВт.ч население платит около 3,5 цента. Это называется перекрестным субсидированием. Во всем мире за электроэнергию платят столько, сколько она стоит. Конечно же, у нас экономическая ситуация и уровень доходов населения этого не позволяют, но, стратегически уровень перекрестка с учетом реальных доходов населения должен сокращаться, поскольку сегодня то, что дешево, имеет такое же к себе отношение.

Моя личная позиция - платить реальную стоимость. Но направить адресную дотацию многодетным, малоимущим, пенсионерам, которые не имеют должного уровня дохода. Это заставит задуматься об экономии электроэнергии и сократить разрез в перекрестном субсидировании. За счет ликвидации перекрестка появится больше возможностей в промышленности. Пока реальные доходы населения не позволяют сделать это одномоментно, но постепенно нужно к этому двигаться.

Зинаида Шмак, Витебск:

Как осуществляется контроль строительства атомной станции в Беларуси, и какие международные организации осуществляют мониторинг и взаимодействие с белорусской стороной?

Михаил Михадюк:

Это важная тема, мы неоднократно ее обсуждали и в правительстве, и в министерстве совместно со всеми министерствами и ведомствами, которые сегодня осуществляют контрольную деятельность в области строительства и не только. Во-первых, у нас есть регулятор - это департамент по энергобезопасноти Министерства МЧС, который осуществляет общий контроль за тем, чтобы заложенные технологии и прочее обеспечивали ядерную безопасность. Есть так называемая программа обеспечения качества. Она разработана дирекцией и реализуется. Такая же программа реализована и генподрядчиком. Это касается вопросов контроля изготовления оборудования, хранения перед монтажом, монтажа, строительных работ и пр. Все надзорные органы республики задействованы в этом процессе. Кроме того, если брать с международной точки зрения, то мы тесно сотрудничаем с МАГАТЭ, и, конечно же, МАГАТЭ будет осуществлять в период строительства станции специальные миссии. Мы от них не отказываемся, а наоборот приглашаем, чтобы они нам помогали, подсказывали.

Недавно у нас была миссия МАГАТЭ, которая смотрела готовность республики по строительству атомной станции. Они проверяли нас по всем 19 направлениям в соответствии с руководящими документами МАГАТЭ. В том числе они побывали на площадке, и были крайне удивлены высокой готовностью Беларуси. Миссия довольно высоко оценила готовность республики, а также дала некоторые соответствующие рекомендации. По их мнению, опыт Беларуси по десяти пунктам можно тиражировать для всех стран мира, начинающих строить атомные станции.

Возвращаясь к вопросу контроля строительства станции - распоряжением премьер-министра республики создана специальная межведомственная комиссия по контролю за качеством производства работ и осуществления надзора за строительством станции. Цели и задачи этой межведомственной комиссии (кроме заслушивания тех органов, которые участвуют в контроле) - принимать оперативные решения и при возникновении межведомственных неувязок согласовывать их. Это очень эффективно будет помогать.

К тому же по этим вопросам ежемесячно проводятся заседания межведомственной комиссии, которая осуществляет контроль и реализацию комплексного плана. Эти вопросы заслушиваются и детально рассматриваются.

В целом я считаю, что мы выстроили строгую систему контроля. Вместе с тем мы изучаем международный опыт. Эта работа у нас находится на постоянном контроле.

Ольга Петровна, Гродно:

Стратегией развития энергетического потенциала Беларуси предусмотрено коренное реформирование белорусской энергосистемы до 2015 года с внедрением рыночных механизмов. На каком этапе находится в настоящее время эта работа, есть ли уже ощутимые результаты? Что еще предстоит сделать? Когда, например, появится возможность акционирования белорусских электростанций?

Михаил Михадюк:

Когда мы сделали первую программу модернизации белорусской энергосистемы (2006-2010 годы) и когда глава государства подписал концепцию энергетической безопасности, износ основных фондов белорусской энергосистемы составлял более 60%. Мы вышли из первой программы с износом 48%. То есть перешли критический порог и вошли в нормальное состояние. Основную задачу решили наряду с повышением эффективности энергетического производства. Мы ввели в эксплуатацию более 450 МВт новых высокоэффективных мощностей. Сегодняшняя задача программы, которая разработана и утверждена правительством до 2016 года, - повышение эффективности энергетического производства. С ее реализацией, а я не сомневаюсь, что мы ее реализуем, мы должны снизить расход удельного топлива на 25-30 г. Это то, что практически не было снижено за последние 30 лет. То есть то, что было сделано по энергоэффективности за 30 лет, мы должны сделать за предстоящую пятилетку. Износ еще снизится где-то до 40%, а может и ниже. То есть мы и обновим основные фонды. Но самая главная задача, которую мы решим, - это повышение эффективности энергетического производства, что позволит сдержать рост тарифов для экономики, потому что главные затраты в производстве электрической и тепловой энергии - это топливо. Мы должны ввести более 2 тыс. МВт высокоэффективных мощностей. Недавно мы ввели Минскую ТЭЦ-5 (блок 400 МВт), вместе с китайскими специалистами - Минскую ТЭЦ-2 (65 МВт). Сегодня активно модернизируем Березовскую ГЭС и Лукомльскую ГЭС - это основные наши станции. Строим на этих станциях по новому современному блоку мощностью 400 МВт. Для примера, немодернизированный блок на Березовской ГЭС потребляет 375 г условного топлива на производство 1 кВт.ч. Новый блок, который мы строим, будет потреблять где-то 215-220 г. Есть эффект?

Модернизуем также действующие станции. На Гродненской ТЭЦ-2 вместе с одной из индийских компаний сегодня ставим высокоэффективную парогазовую установку. К концу года мы должны ввести 121 МВт новых высокоэффективных мощностей, что значительно улучшит экономические показатели станции. В наших планах также модернизация многих станций белорусской энергосистемы, которые строились в 60-70-е годы, с наращиванием их парогазовой установки. Наряду с этим - мини-ТЭЦ на местных видах топлива, ГЭС. К тому же будем выводить неэффективные мощности. Вот такая амбициозная задача есть. Она поставлена правительством, главой государства, и мы должны ее реализовать.

Также сегодня мы работаем над законом об электроэнергетике. В соответствии со стратегией мы внесли предложение в правительство, оно, в свою очередь, - в администрацию Президента концепцию закона об электроэнергетике. В этой концепции мы предполагаем для себя соответствующее реформирование электроэнергетических комплексов по видам деятельности. Стратегическая задача - создать в республике оптовый и розничный лимит электроэнергии. Чтобы постепенно, с учетом складывающихся экономических условий в стране, внедрять рыночные механизмы и производить под них соответствующую структуру управления энергетическим корпусом.

При подготовке концепции мы тщательно изучили весь мировой опыт по линии технической помощи. К этой работе была подключена и Еврокомиссия, мы привлекали также зарубежных специалистов. Жизнь не стоит на месте, и мы должны и будем идти к внедрению рыночных отношений в электроэнергетическом комплексе.

Еще одно направление - это то, что мы должны предлагать потребителю электроэнергии более гибкие тарифные системы, стимулировать ее потребление, экономию. Это тоже прописано в концепции закона, и мы будем прописывать это в закон.

Алексей, Минск:

Михаил Иванович, здравствуйте! Президент во время поездки на стройплощадку АЭС потребовал удешевить строительство АЭС. Вопрос касается задействования резервов и использования на полную потенциала отечественных производителей строительных материалов. На какие предприятия промышленности стройматериалов ляжет основная нагрузка? Кто будет лить бетон, изготавливать ЖБИ, перекрытия, поставлять металл, стекло? Спасибо.

Михаил Михадюк:

Все сертифицированные материалы белорусского производства будут использоваться. Например, общестроительные материалы все будут белорусские. Сегодня для нас является важной задачей построить станцию и дешево, и сердито, но без ущерба безопасности и качеству. Достичь этого можно при использовании местных материалов. Мы отслеживаем представленные российской стороной сметы на выполнение отдельных видов работ, анализируем их. Мы будем применять так называемые понижающие коэффициенты при объявлении конкурсов, но постараемся, чтобы и наши организации не остались в убытке.

В целом определенные резервы для снижения стоимости за счет привлечения белорусских организаций, строительных материалов, оборудования есть. Мы очень тщательно следим, чтобы в проектной документации не было излишеств. Имеется ввиду не технологическая часть, а лишние дороги, здания, где можно использовать более простые инженерные решения. Достигнута принципиальная договоренность, что стоимость Белорусской АЭС не должна превышать стоимости Балтийской АЭС (объекта-аналога) в сопоставимых условиях. В ценообразовании станции заложены те же принципы, что и при строительстве атомных станций в Российской Федерации.

Мирослав Зенькевич, Минск:

Каждый год в Беларуси осуществляется целый комплекс мероприятий для подготовки энергосистемы к зиме. Насколько эффективны эти мероприятия, удается ли благодаря ним реально предотвратить или снизить количество сбоев в энергосистеме во время отопительного сезона? Меняется ли что-то в комплексе этих мероприятий от года к году? На каком этапе находится сегодня подготовка белорусской энергосистемы к отопительному сезону 2012/13?

Михаил Михадюк:

Каждый год правительство издает постановление о подготовке к следующему отопительному сезону. В постановлении обозначены мероприятия, касающиеся не только Министерства энергетики, но и всех отраслей народного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и других ведомств. В Минэнерго также каждый год издается соответствующий приказ, где определены задачи, касающиеся создания необходимых запасов топлива, задачи по реконструкции и проведению ремонта технологического оборудования, по подготовке электрических тепловых сетей. Практически каждый год мы меняем более 100 км тепловых магистральных сетей, и это дает хороший эффект: отмечается снижение аварийности и повреждаемости сетей. Ремонт тепловых сетей стараемся проводить в летний период. При строительстве новых сетей применяем только современные технологии.

В Министерстве энергетики есть специально созданная комиссия по подготовке энергосистемы к зиме. С учетом предыдущего опыта каждый год в мероприятия для подготовки энергосистемы к зиме вносятся коррективы.

Мы отрабатываем в настоящее время взаимодействие с другими ведомствами - МЧС, жилищно-коммунальными службами. Ежегодно проводятся совместные тренировки персонала перед зимним периодом, где мы обмениваемся информацией, обсуждаем планы взаимодействия.

В межотопительный период проходят системные тренировки с участием специалистов из соседних стран. Подписаны договоры по оказанию аварийной помощи между Беларусью и Литвой, Россией, Украиной.

Наталья Анатольевна, Гомель:

Последние несколько лет Беларусь активно развивает возобновляемую энергетику и использование местных видов топлива. Можно ли уже сделать предварительные выводы, насколько успешным оказалось принятое когда-то решение об этом? Какими проектами в этой области вы гордитесь, какие важные проекты будут реализованы в будущем?

Михаил Михадюк:

Наряду со строительством АЭС у нас никогда не забывались вопросы повышения эффективности существующей энергетики и вовлечения возобновляемых источников и местных видов топлива. Ранее принятая госпрограмма комплексной модернизации основных фондов белорусской энергосистемы, энергосбережения и вовлечения в топливный баланс местных видов топлива была рассчитана на три года. Нам многое удалось сделать на этапе модернизации - 450 МВт высокоэффективных мощностей. Построено много мини-ТЭЦ на местных видах топлива. Снизились удельные расходы топлива.

В целом по стране за 2006-2010 годы сэкономлено более 7 млн.т условного топлива. По местным видам топлива на конец 2010 года вышли на уровень 20,5%. На предстоящую пятилетку принят также ряд государственных программ. Мы поставили себе амбициозную задачу сэкономить 25-30 г топлива на выработку одного кВт.ч. Главная цель - именно повышение эффективности энергетического производства. Нужно сэкономить топливную составляющую, потому что она сегодня под 70% себестоимости производства. Приняты и другие программы по энергосбережению, строительству гидроэлектростанций и источников на местных видах топлива. К 2015 году планируется построить 60 источников на местных видах, что позволит заместить 450 тыс.т условного импортируемого топлива в год. Стоит также задача к концу 2015 года выйти на долю местных видов топлива и возобновляемых в котельно-печном балансе на уровень 28-30%. По 2011 году мы имеем 23%. К 2020 году ставится задача выйти на 34%.

По республиканской программе энергосбережения планируется экономия энергетических ресурсов на уровне 7,1-8,9 млн.т условного топлива. И есть программа развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011-2015 годы. Предусматривается ввод энергоисточников на древесном и торфяном топливе, внедрение биогазовых установок. Это на отходах животноводческих комплексов и на свалках. На выезде из Минска на Тростенце такая установка уже работает.

Планируется строительство гидроэлектростанций и реконструкция действующих. Мы должны построить их на 102 МВт. В предстоящую пятницу мы подписываем акт госкомиссии о вводе в эксплуатацию Гродненской ГЭС. Сегодня она уже работает. Буквально на днях последняя машина отработала положенных 72 часа. Это будет первая крупная ГЭС в республике. Наряду с этим активно строим Полоцкую ГЭС. Также заключены два контракта с турецкой компанией на строительство по прямым инвестициям Бешенковичской и Верхнедвинской гидроэлектростанций. Сегодня изучаем предложения прямых инвесторов по строительству еще одной ГЭС. Кроме того, ведется программа восстановления малых ГЭС.

Предполагается строительство ветроэнергетических установок. В прошлом году запустили с одной из китайских компаний установку в Грабниках. Она оказалась очень эффективной - за год вышли на использование 31% полной мощности установки. В мире проект считается в среднем удачным, если это 24-25%. Прорабатывается строительство еще двух ветропарков.

Есть у нас и программа, связанная с использованием тепловых насосов, геотермальной энергии. Прорабатывается внедрение установок замедленного коксования нефтяных остатков и другие направления.

Ни в одной стране мира, особенно где холодные зимы, вот эти направления большую энергетику еще не закрыли. Но к этому надо идти, учитывая, что органическое топливо истощается.

Юрий, Гродно:

В последнее время на самом высоком уровне звучат заявления о планах по строительству в Беларуси второй АЭС. Насколько целесообразным может быть ее возведение? Ранее говорилось также о возможности строительства двух дополнительных энергоблоков на первой белорусской АЭС. Значит ли это, что от их строительства отказались в пользу второй, отдельной АЭС?

Михаил Михадюк:

Конкретных планов по строительству второй станции сегодня пока нет, но этот вопрос нельзя снимать с повестки дня, потому что органическое топливо дорожает, его запасы в мире истощаются. Сегодня ведутся разработки новых технологий в области атомной энергии, в мире прорабатываются станции четвертого поколения, поэтому этот вопрос нельзя снимать с повестки дня, при том что, как я уже сказал, мировые запасы истощаются и нам надо сегодня думать о будущем. Построим эту станцию, и к этому моменту надо тщательно проработать данный вопрос с точки зрения экономической ситуации, которая сложится у нас к тому времени, с точки зрения перспектив и поставок энергоносителей в Беларусь, их стоимости. К этой теме нужно готовиться, и она требует тщательной проработки, мы будем этим заниматься вместе с Национальной академией наук Беларуси и другими органами. Вот если бы после того, что произошло в Чернобыле, НАН Беларуси и наше министерство не возобновили в 90-е года вопрос проработки площадок и других тем, то сегодня мы бы так быстро не подошли к строительству этой станции. Обычно подготовительный этап занимает 10-12 лет, у нас он занял 4 года, потому что мы не прекратили проводить определенные работы в том числе в этом направлении. Сейчас в мире строится более 100 блоков. И я хочу сказать, что не многие страны отказались от своих ядерно-энергетических программ после "Фукусимы". Если взять Германию, то они по большему счету отказались под давлением "зеленых". Но я думаю, что через несколько лет придет время, когда они "отрезвеют", об этом говорят и многие зарубежные специалисты. Вот, к примеру, наша соседка Литва закрыла АЭС и получила рост тарифов для населения и для реального сектора экономики и вернулась к теме атомных станций. Да, нужно все просматривать, сегодня сделаны стресс-тесты по всем атомным станциям, некоторые нужно постепенно выводить из эксплуатации, но жизнь все равно заставит строить новые атомные станции по современным технологиям, от этого никуда не деться. Этого не избежать, ведь сегодня кроме использования органического топлива, ядерной энергетики и возобновляемых источников, которые ни в одной стране мира не закроют потребности и являются истощаемыми ресурсами, другого пути нет.

Екатерина К., Минск:

Разъясните, пожалуйста, какие будут отходы от АЭС, кроме отработанного топлива, и есть ли ясность в том, где их будут хранить? Определена ли площадка? Ведется ли работа по ее определению вместе с Минприроды?

Михаил Михадюк:

Я бы хотел сказать, что и сегодня в республике есть радиоактивные отходы. Вы же знаете, что радиоактивные вещества применяются и в медицине, и в других отраслях народного хозяйства. Поэтому отходы есть. И сегодня в республике есть хранилище, где эти радиоактивные отходы собираются и хранятся в соответствии с определенными технологиями.

Что касается атомной станции, то отработанное ядерное топливо из реактора с помощью специальной перегрузочной машины перемещают в бассейн выдержки, где оно хранится для снижения тепловыделения и радиоактивности. Только после 3-5 лет такого хранения становится возможным вывоз отработанного топлива с площадки АЭС для переработки или длительного хранения. Емкость бассейна выдержки на энергоблоке позволяет хранить топливо в течение 10 - 12 лет. С российской стороной у нас подписано соглашение о том, что отработанное ядерное топливо может вывозиться на перерабатывающие заводы в Россию.

Есть еще радиоактивные отходы, которые возникают в процессе эксплуатации станции. В соответствии с мировой практикой в проект АЭС заложены специальные технологии по переработке данных отходов, после чего они хранятся в специальных контейнерах на территории АЭС, а затем перевозятся в республиканское хранилище.

Пресс-конференция
28.12.2023
26.06.2023
15.12.2022
08.12.2022
21.10.2022
15.06.2022
24.02.2022
15.02.2022
20.12.2021
14.04.2021